К вопросу о заданиях…(по мнению составителя)

Для решения олимпиадных задач требуются знания и умения ,не выходящие за рамки программы средней школы. Решения этих задач, как правило, не связаны с необходимостью выполнять громоздкие вычисления, но в то же время и недостаточно (иногда) использовать готовый алгоритм .Олимпиадные задачи ,как правило ,требуют от учащихся ясного понимания основных законов, Творческого умения применять эти законы, развитой физической интуиции, развитого ассоциативного мышления,  сообразительности, а так же свободное владение математическим аппаратом (преобразование формул, функциональные зависимости) .

Каждый вариант содержит 6 задач различной трудности :  две  легкие, две средние и две трудные (понятие «трудная « и « легкая»- спорное).

Исходя из трех уровней сложности задачи второго и первого уровня соответствуют типовым задачам для классов с углубленным изучением физики. Задачи третьего уровня по силам тем ,кто дополнительно сам изучает физику и стремится после окончания школы продолжить физическое образование.

При подборе задач составитель исходил из того, что олимпиадные задачи должны быть и интересными  и обучающими.

Большинство задач ориентировано на аналитико-синтетический метод решения .Есть задачи ,требующие умения применять законы физики в нестандартной ситуации, решать задачи изящно, рационально ,красиво.

 

7 класс.

Задачи на движение (№1 и №2 ) рассматриваются на уроках математики еще в начальной школе .Поэтому понятия быстрее или медленнее едет, путь, время движения ,скорость движения ребятам  знакомы .В задаче №1 присутствует физическое понятие –средняя скорость, но среднее значение величины учащимся известно с уроков математики и географии. Программой предусмотрен в 7кл проект «Определение средней скорости неравномерного движения».

Задача №5 –чисто математическая. Часть из числа определяют в 5кл .Из физики  -время, выразить в минутах.

Задача №6 –на уроках «Природоведения» рассматривалось строение вещества, движение молекул ,расширение тел при нагревании.

При решении №4 («трудная»)ребятам необходимо знать понятие  плотности, массы и объема ( см курс «Природоведения»).При подготовке к олимпиаде учитель должен был обратить особое внимание на данные вопросы.

На первый взгляд №3 покажется сложной, но если ученик проанализирует условие то задачу можно решить чисто математическими методами , можно и с учетом физических понятий (учащиеся знают что такое растворы).

 

8 класс.

Задачи №2 ,№3, №5 – задачи на движение. Учащиеся знают понятие средней скорости и формулу для расчета пути ( 7кл).

Задача «Архимеда» известна с детства. Поэтому решение №1не будет вызывать трудность, так как понятия силы тяжести и силы Архимеда изучены ( 7кл ) и формулы рассмотрены.

В задаче №6 используется понятие « атмосферное давление»,которое изучается в 7классе как на уроках физики так и географии.

Задача №4 относится к «трудным» .Наряду с понятием теплоемкости необходимо понимать линейную зависимость между теплоемкостью и температурой. Так же требуется составить математическое выражение путем введения коэффициента пропорциональности, а можно решить задачу логически.

 

9 класс.

№1, 2, 3 –знание программы 7-8кл. Задача №2 –сложная.

Тема «Плавание тел » изучается в 8кл., а понятия плотности, массы и объема в 7кл .Поэтому решение задачи №4 не выходит за рамки программы.

№5 –задача на построение изображений в линзе (7кл). Немного воображения и готово! Ход лучей относится к обязательным знаниям.

Умение рассчитать работу силы, знать понятие энергии и способы изменения внутренней энергии лежат в основе решения задачи №6 (8кл) .Из математики – умение вычислять объем тела и площадь круга.

К «трудным» можно отнести №4 и №6.

 

10 класс.

В курсе физики  9кл две трети времени было уделено изучению электрических явлений. Достаточно полно были изучены законы последовательного и параллельного соединения проводников, закон Ома и введены формулы для расчета работы и мощности тока .Задачи №1 , №2 и №5 требуют знаний по теме «Электрические явления».Задача №5 – «трудная».Необходимо учесть сопротивление вольтметра и грамотно рассчитать электрическую цепь с комбинированным соединением проводников.

К «трудным» относится и задача №4 («Тепловые явления»8кл).

Задачи №3 и №6 учитывают знания по теме «Кинематика»(10кл). В №3 нужно составить уравнение движения  ,а  №6 предполагает знание законов свободного падения тел и умение проанализировать ответ (после решения квадратного уравнения получаем два значения скорости, которые нужно обосновать).

 

11 класс.

Первая тема которая изучается в 11кл – «Электрическое поле».Обязательные знания –потенциал, принцип   суперпозиции, закон сохранения электрического заряда составляют основу задачи №1 (можно отнести к «трудным»).

Задача №2 –комбинированная.Решение предполагает умение составлять уравнение движения(10кл), оценивать мощность воздушного потока(10кл), знать уравнение Менделеева-Клапейрона(10кл) (можно считать «трудной»).

Правильное понимание закона сохранения энергии (10кл) и не сложные математические преобразования приведут к успеху.

Задача №4 предполагает знание темы «Постоянный ток».(см №5  10кл).

Задача №5 предполагает знание понятий :насыщенный  пар ,относительная влажность, точка росы и линейную зависимость плотности от температуры(10кл)

.Задача №6 см №6 10кл.

Опыт проведения олимпиад показывает, что как правило ,наибольшего успеха в них достигают учащиеся тех школ (имеется в виду учитель-тренер ) где хорошо продумана индивидуальная работа с наиболее способными и одаренными детьми, имеется алгоритм ,который целенаправленно способствует подготовке к олимпиаде .А еще очень важно чтобы учитель понимал сущность физических явлений.

Завдання ІІ (районного, міського) етапу Всеукраїнської учнівської олімпіади з фізики  2016/2017 навчальний рік знаходяться на сайті http://nmc-zoippo.wixsite.com/ в розділі "Олімпіади"

 

Відповіді на завдання РОФ знаходяться на сайті http://astrofiz-zoippo.blogspot.ru/